Народ считает одно, а политики думают другое...
Отношения Россия–Украина: и хочется, и колется
29.04.2013 АНАЛИТИКА Геополитика и безопасность
читать дальшеВ настоящее время отношения Украины с Российской Федерацией развиваются в контексте выбора политического руководства страны между двумя альтернативными интеграционными объединениями: Таможенным и Европейским союзами. На перспективы сотрудничества, конечно же, повлияли результаты встречи 4 марта 2013 года президентов России и Украины, в рамках которой обсуждались основные вопросы двухсторонних отношений:
согласование цен на газ и условий аренды украинской газотранспортной системы (ГТС);
развитие экономического сотрудничества Украины и стран Таможенного союза (ТС).
Большинство экспертов уверено, что развитие отношений России и Украины в других областях будет прямо зависеть от прогресса в решении этих двух вопросов.
Рост цен на газ в 2012 году (в четвертом квартале средневзвешенная цена российского газа в Украине составила 432 доллара США за 1 тыс. куб. м.) подтолкнул официальный Киев к снижению объемов закупки газа в России и поиску альтернативных поставщиков энергоресурсов в страну.
В мае 2012 года Украина заключила рамочное соглашение с немецким концерном RWE до 2017 года, согласно которому через Словакию на Украину ежегодно может прокачиваться 10 млрд. куб. м. газа. Это составляет около 30% от импорта из России. Однако этот сценарий затруднен ввиду давления оказываемого руководством ОАО «Газпром» на правительство Словакии.
В тоже время В.Янукович в начале января 2013 года отмечал, что одним из возможных путей решения «газового вопроса» с Россией может стать создание совместного предприятия с участием ОАО «Газпром», которому ГТС будет сдана в аренду. В этом случае цена за 1 куб. м. газа для Украины останется на уровне 260 долларов США.
В ходе последней встречи со своим украинским коллегой в Москве В.Путин отметил, что снижение товарооборота двух стран на 5 млрд. долларов США произошло по причине слабого развития экономической интеграции Киева с Таможенным союзом. Россия уже не раз предлагала Украине активно включиться в интеграционные процессы на территории СНГ. Однако В.Янукович в качестве альтернативы членству в ТС предложил сотрудничество в формате «3+1», предлагая присоединиться только к части договоров, действующих в рамках ТС. В свою очередь Москва этот вариант отклонила.
Для поиска приемлемой формы сотрудничества Киева с ТС было принято решение о создании рабочих групп России и Украины. Возглавивший украинскую рабочую группу вице-премьер Ю.Бойко 28 апреля сообщил, что на уровне рабочих групп принято решение о предоставлении Киеву статуса наблюдателя в ТС. При этом он отметил, что Украина ведет переговоры с каждым членом союза по отдельности. Киев рассчитывает, что его заявка на участие в ТС в статусе наблюдателя будет принята 29 мая на заседании глав государств ТС.
Ранее премьер-министр Украины Н.Азаров в своем заявлении отмечал, что присоединение к ТС в целом отвечает национальным интересам (около 40% внешнеторгового оборота приходится на страны ТС) и позволит снизить цену на российский газ до 160 долларов США за тысячу куб. м.
Советник президента России С.Глазьев также озвучил положительные стороны вступления Украины в ТС: отмена экспортных пошлин на поставки нефти и газа; доступ товаров агропромышленного комплекса и продовольственных товаров на рынок ТС; совокупное улучшение условий торговли для Украины, что может обеспечить прибыль в размере 9 млрд. долларов США при отрицательном сальдо Украины в 2012 году равном 5 млрд. долларов.
Глава украинской Ассоциации «Поставщики Таможенного союза» О.Ногинский отмечает, что украинская промышленность может сильно пострадать от снижения уровня кооперации с российскими предприятиями. Заявления В.Путина о возможной деиндустриализации Украины имеют под собой основания, считает эксперт. Это, в первую очередь, может коснуться производств оборудования для двигателей вертолетов и авиастроением. В какой-то мере это может затронуть харьковский завод «Турбоатом», фактически работающий в тесной кооперации с российским атомным бизнесом.
В этих условиях для формирования надежных горизонтальных макроэкономических связей и снижения издержек Москве придется искать замещающие предприятия на территории ТС или заново открывать их. При этом партнеры России по Таможенному союзу – Беларусь и Казахстан – получат конкурентные преимущества от выхода украинской промышленности из игры.
На сегодняшний день Минск значительно превосходит Москву и Астану по потенциалу высокообразованных технических кадров. При этом стоимость рабочей силы в Казахстане ниже, чем в России. Поэтому высока вероятность того, что новые производственные мощности, как рынки и новые рабочие места, которые потеряет Украина, достанутся Беларуси и Казахстану. Также им достанется и украинская доля на российских рынках сбыта, считает О.Нагинский.
Вместе с тем, становится очевидным, что своим приоритетом Украина провозглашает европейскую интеграцию и планирует на саммите «Восточного партнерства» в ноябре 2013 года подписать соглашение об ассоциации с ЕС.
Важным и не менее проблемным аспектом двухсторонних отношений России и Украины является военное и военно-техническое сотрудничество (ВТС). Для Москвы в этой сфере актуальны вопросы, связанные с размещением Черноморского флота России (ЧФ) в г. Севастополе. 21 апреля 2010 г. были подписаны «Харьковские соглашения», согласно которым аренда пункта базирования для России продлена на 25 лет (после 2017 года, когда истекает срок текущего договора), а цена на российский газ для Украины снижена на 30%, но не более 100 долларов. Стоит отметить, что с 1 января 2010 года перестала действовать скидка в 20%, предусмотренная договором Тимошенко-Путина только на 2009 год, и цена на газ поднялась в первом квартале до 312 долларов за тысячу куб. м., а во втором – до 335 долларов.
Остро стоит вопрос модернизации ЧФ. Согласно планам Москвы, флот должен получить 5-6 подводных лодок проекта 636М (до 2020 года), а также 6 корветов проекта 20385 (до 2018 года). Кроме того, на вооружение российского военно-морского объединения должны поступить 10 новейших малых ракетных и малых артиллерийских кораблей. В целом численность современных судов достигнет 35 боевых единиц. Следует отметить, что в базовых соглашениях по условиям базирования ЧФ указано, что замена устаревшей техники на новую может проводиться только с согласия украинской стороны и, причем, в формате «тип на тип» и «класс на класс».
Фактически, вопросы, связанные с ЧФ, в настоящее время переведены в политическую плоскость и часто становятся предметом торга на переговорах России и Украины.
Что касается ВТС между странами, то украинскую сторону интересует, прежде всего, развитие национальной авиационной отрасли, в том числе и путем заключения контрактов на поставку в Россию самолетов Ан-124, Ан-140, Ан-70, а также налаживание сотрудничества в с предприятиями российского ВПК. Однако Москва в этой области, учитывая сильную зависимость в отношениях с Киевом от политической конъюнктуры, предпочитает придерживаться политики «импортозамещения».
Как мы видим, Брюссель и Москва поставили Киев перед взаимоисключающим выбором: углубление евразийской или европейской интеграции. Следует отметить, что украинской политической элите предстоит принять сложное геополитическое решение, которое коренным образом повлияет дальнейшее развитие как национальной, так и региональной экономики и безопасности.
Автор: Сергей Бирич
Вдогонку про братьев-славян...
Народ считает одно, а политики думают другое...
Отношения Россия–Украина: и хочется, и колется
29.04.2013 АНАЛИТИКА Геополитика и безопасность
читать дальше
Отношения Россия–Украина: и хочется, и колется
29.04.2013 АНАЛИТИКА Геополитика и безопасность
читать дальше